Что такое жизнь? Какой в ней смысл? Подобным, надо сказать, глобальным вопросом на определённом этапе своей жизни задаётся каждый думающий человек в силу разных причин.
Причины, которые заставляют задуматься, обычно называют проблемами, а проблемы в свою очередь порой приводят к кризисам, переживая оные личность меняет своё мировоззрение и как следствие отношение к миру. Чтобы сделать нехитрый вывод, что «все мужики сво…!» надо получить соответствующий горький опыт или поверить на слово «авторитетной» в этом вопросе личности. Кстати сказать, в этом случае поверившие на «слово», рискуют получить реальный опыт впоследствии.
Так с какой целью мы живём? Ради детей? А выросшие дети будут жить ради своих детей? Так-то оно так, но не совсем полная картина получается. Выходит, родил детей, вырастил и «до свидания»? Однако продолжаем жить дальше. Хоть и не являюсь большим любителем сравнительной психологии, но прямо напрашивается сопоставить такой подход к жизни с образом жизни животных…
Еще ради чего живем? Какие цели преследуем? Ради денег или обладания чем-либо? Мерседес во всех отношениях лучше «шестёрки». Но он как и «шестёрка» продолжает выполнять функцию передвижения вас из точки А в точку Б, только более комфортным образом. Пентхаус во всех отношениях лучше обыкновенной «хрущёвки». Но он как и хрущёвка даёт нам возможность отдыхать и всячески проводить время, но опять же более комфортным образом. Получается живем ради получения все большего и большего комфорта в жизни?…
Тот же вопрос. Может ради власти? Ради власти, в том числе и духовной, авторитета, известности, признания? Конечно, приятно, когда все делают так, как ты на «заборе написал». Но если смотреть на это в глобальном смысле, снова получается неполная картина. Тем не менее, мы продолжаем жить и к чему-то пусть даже неосознанно стремиться.
Может к познанию, к знаниям нужно стремиться? Всем известное выражение «знание — сила», говорит само за себя. Но к каким знаниям? Если человек знает ответы на все вопросы в кроссворде, означает ли это тот необходимый уровень знаний, к которому стоит стремиться? Наверное, это не совсем то знание, которое нужно…
Если внимательно посмотреть на общество, то можно заметить следующее: чтобы мы ни делали мы постоянно обучаемся. В детском саду, в школе, в кружках и секциях, в институте, на работе – обучаемся чему-то новому. Есть ли прок от этого обучения — это другой вопрос. Совершенна или не совершенна система по которой мы обучаемся это тоже другой вопрос. Даже если кто-то кого-то учит, то в этот момент он тоже обучается, но только учить. Все это не столь важно. Главное, что в процессе обучения мы изменяемся, приобретаем новое качество, позволяющее действовать по-другому, более совершенным образом.
Вот здесь становятся понятными слова тех кто заявляет, что человечество духовно не развивается. Развивается, но направление этого развития определяет развитие техники. Техника усложняется. И человек усложняется на тот объём, на который усложнилась техника, что требует от человека большего объема знаний, навыков. Ведь научиться управляться с калькулятором проще, чем с компьютером. Управлять телегой проще, чем транспортным средством. Получается, что человек, осваивая профессию, нарабатывает качества, умения, соответствующие этой профессии. Можно ли назвать сам процесс жизни обучением в какой-то степени? Думаю, можно.
Мы взаимодействуем друг с другом, проживаем различные и не всегда приятные ситуации, преодолеваем их и в результате оказываемся с новым опытом. Далее мы его эмоционально можем охарактеризовать как позитивный или негативный, сказать себе, что надо было поступить по-другому и т.д.
В процессе своей жизни вы наверняка замечали, что вещи привлекают нас в основном эмоционально. Если спросить человека почему он хочет все тот же мерседес, то корни своих желаний наврядли он сможет объяснить. В основном ответы примерно следующее: «Он лучше, более комфортный, более престижный и надежный» и т.п. Более откровенные скажут, что это характеризует меня, как представителя определенного социального слоя.
В целом озвучивается эмоциональная причина «хочу». Но есть еще и рациональная — «зачем». На мой взгляд, знать рациональную причину необходимо. Вот смотрите на примере. Есть молоток. У него основная функциональная обязанность что-то забивать, например, гвозди в стену. Если нечем забивать гвозди, тогда нужен молоток. Молоток нужен для дела. Надо что-то приколотить. Молоток не существует сам по себе. Он Для чего-то Нужен. В нашем случае, приколотить гвозди. Если бы в нашем мире гвозди не прибивались молотками (а чем-нибудь другим, топором, например), тогда бы их (молотков) просто не существовало. Существовало бы что-то другое, несущее ту же функцию.
К чему я это все? Причинно-следственная связь получается простая. Любая вещь, желаемые события появляются в нашей жизни при условии рациональной необходимости, которую порой очень сложно объяснить (особенно,когда происходит что-то нежелательное). Это касается всего, в том числе и получения необходимого опыта (обучения), ради которого, как выясняется мы живём (конечно, это не единственная причина). Пусть даже порой и горького, но полезного. Если вдруг по каким бы то ни было причинам мы перестаём интересоваться новым знанием (перестаём обучаться) жизнь начинает сама подталкивать к развитию через проблемы различного толка. Поэтому личностный рост необходим, ведь он помогает преодолевать кризисы, в том числе возрастные.
Проблемы могут быть разными. Это могут быть проблемы с деньгами, семейные проблемы, проблемы со здоровьем. Возможны вариации.
Но что понимается под новым знанием в свете личностного роста? Под новым знанием понимается следующее. Допустим, перед вами стоит ситуация, которую необходимо разрешить в благоприятную для вас сторону. Знаний, навыков, в общем, нужных качеств для её разрешения вы ещё пока не имеете. Дело здесь обстоит как и в случае обучения автовождению. Когда научишься тогда поедешь и решишь для себя проблему отсутствия умений управления автомобилем.
Так вот мы и начинаем искать для себя информацию, консультируемся, советуемся со специалистами, чтобы восполнить этот пробел. Или ничего не ищем. В этом случае ситуации начинают перерастать в проблемные, преодолевая которые нарабатываются нужные качества от противного, из-под палки.