В последнее время намечается интерес к методам телесно-ориентированным. Отчасти это связано с новейшими исследованиями в области изучения головного мозга, отчасти с переосмыслением уже давно забытого старого.
Основная идея телесно-ориентированной терапии, на мой взгляд, заключается в том, что тело обладает способностью …решать личностные проблемы. Личностные проблемы возникают не в теле. Тело их не создает. Например, страхи. Страх в реальной ситуации, когда есть угроза для тела совершенно нормальная реакция. Есть реальная угроза — есть страх. Нет угрозы — страха нет. Но совсем другое, когда страх возникает в ситуации, когда для этого нет никакой видимой причины. Стало быть проблема не в теле, а в особенностях личностного восприятия.
За сотни тысяч лет тело эволюционировало в полной мере для того, чтобы выполнять сложнейшие функции без осознанного участия человека. Без автоматического управления было бы сложно обходиться. Только представьте вам нужно утром запустить перистальтику кишечника, выставить сердечный ритм и т.д. В жару пришлось бы запускать у самого себя потоотделение. И что это за жизнь бы была? Оттого часть функций управления собой у нас находится на автопилоте.
Интересно то, что в теле есть механизм знания ситуации или как его назвал психолог Ю. Джендлин «телесное знание». Очевидно, что телу «известны» все без исключения ситуации (ведь за тысячи лет эволюции оно побывало в самых разных ситуациях и информация об этом не могла где-то да не отложиться).
Можно смело заявить, что человеческое тело сейчас не эволюционирует. Навряд ли нам нужно что-то еще сверх того, что у нас есть. Но вот эволюция сознания идет полным ходом и способность к социальной адаптации тоже. Жизнь вынуждает путем происходящих с нами событий периодически пересматривать свое поведение и свои реакции.
Ю. Джендлин обратил внимание, что успех клиентов в терапии мало зависит от терапевта. Он изучил тысячи записей психотерапевтических сессий, чтобы прийти к такому может быть для кого-то неутешительному выводу. Безусловно, навыки терапевта не исключаются, но я бы сказал, что они не выходят за 50% его участия в терапии, тогда как остальные 50% — за клиентом.
В итоге своих исследований Ю. Джендлин сделал вывод, что клиенты достигающие успеха в терапии оказывались способными уйти на более глубинный уровень самих себя, где эти самые проблемы разрешаются. «Успешные» клиенты правильно понимают роль терапевта, которая заключается не в том, чтобы дать готовые ответы или внести изменения извне (понятно, что тут не без исключений), а чтобы помочь выйти на более глубинный уровень общения с самим собой. После того, как это произошло возможны внутренние изменения.
Есть еще один момент, который связан с тем, что личностные проблемы не решаются с этого же уровня. К примеру, возьмем мышление. Мышление вовсе не предназначено для того, чтобы решать внутриличностные проблемы просто потому, что у мышления совсем иная функция. Мышление направлено вовне, на исследование и упорядочивание мира внешнего. В мире внутреннем вмешательство мышления в ряде случаев только добавляет проблем к уже имеющимся. Этим я и хочу сказать, что проблема не решается на том же самом уровне на котором она возникла. К проблеме нужно заходить с более глубинного уровня или как сейчас говорят «системного» уровня. И тут помогает тело.
Разумеется, тело не заинтересовано в страданиях. Телу нравится получать удовольствие, наслаждаться всеми теми красотами, которыми переполнен наш мир. И конечно же оно помогает решать личностные проблемы, но в большинстве случаев рассудок оказывается сильнее и «голос» тела просто-напросто игнорируется, поскольку с детства нас обучают слушать свой рассудок, мыслить логически, а слушать свое тело нас не обучают. Если рассудок назвать наездником, а тело лошадью, то часто оказывается так, что наездник и лошадь тянут в разные стороны.
Ю. Джендлин описал метод, который помогает услышать «голос» тела и довериться самому себе. С доверием приходит принятие, а через принятие мы способны выйти на более глубинный уровень, где личностная проблема может быть разрешена стоит признать до конца не понятным для нас способом. Свой метод Ю. Джендлин назвал «Фокусирование» («фокусинг»).
Метод интересен тем, что он позволяет человеку по мере овладения им работать с собой по необходимости. Метод исключает разборы. Клиент может не бояться оценки и показаться «каким-то не таким» в глазах терапевта. В сессии фокусинга не нужно рассказывать терапевту всего того, что накопилось на душе. Метод этого не требует, а скорее наоборот. Ю. Джендлин в случаях, когда рассудок начинает уводить клиента от проблемы, скатываясь до разговоров о том, «как у меня и что у меня» (и пр. интерпретациям), рекомендовал свои клиентам сделать shut up.
Эффект от фокусинга следующий. Когда информация от тела «доходит» до сознания происходит так называемый «телесный сдвиг». Телесный сдвиг переживается как чувство «отпустило», стало легче. Это то, что называется в фокусинге изменением. Телесных сдвигов может быть несколько за одну сессию, но как правило нужно дать себе время пожить в возникшем состоянии после первого телесного сдвига.
Внутренние изменения всегда влекут за собой изменения внешние. Трудно сказать, какими они будут в итоге. К примеру, человек жил в обиде на кого-то, а теперь обида уменьшилась. И как теперь жить дальше? Что ощущать вместо обиды? И поэтому человеку требуется какое-то время на адаптацию, чтобы понять для себя, как теперь жить уже без этой эмоциональной реакции. К тому же, люди занимающиеся личностным развитием подмечают, что в процессе личностного развития среда перестает им соответствовать. И как следствие, меняется окружение, появляются новые знакомства, новые интересы. И к этому ко всему нужно быть готовым.