в РАЗВИТИЕ

Психика и болезнь

Направление в медицине, изучающее вопросы взаимовлияния психического состояния и физического, называется психосоматикой. Этот подход к психическому здоровью известен со времён античности и, ставшее народным выражение «все болезни от нервов», не лишён основания. На сегодняшний день даже такое, казалось бы, тяжёлое заболевание как рак, стали относить к разряду психосоматических.

От 38 до 42% больных, которые приходят на приём к участковому терапевту, обращаются не столько с конкретным физическим недугом, сколько с функциональными нарушениями в работе тех или иных систем организма, что ставит врача в крайне «неудобную» психологическую позицию по отношению к пациенту: ему сложно выписать традиционное лечение, поскольку он не наблюдает той клинической картины, которая должна наблюдаться в случае поражения органа или системы организма, и это несмотря на многочисленные жалобы пациента.

Пациент приходит к терапевту с серией жалоб: его мучают боли, он описывает свои ощущения. Но врач бессилен, ведь он не находит чётких органических изменений, относящихся к классу тех или иных болезней, он видит функциональные расстройства. И далее такой пациент направляется терапевтом к неврологу, психотерапевту или к психиатру, потому что причины нездоровья пациента – психосоматические. Известная картина, не правда ли?

К сожалению, вследствие неинформированности подавляющему большинству людей не свойственно связывать своё психическое и эмоциональное состояния со своим физическим нездоровьем. Мало того, нам не свойственно связывать воедино своё психоэмоциональное состояние, свои эмоции с тем событийным рядом, в который мы вовлекаемся…

Какова же общая схема, обуславливающая взаимосвязь между эмоциями и физическими недугами? Для иллюстрации этого вопроса обращусь к нейрофизиологическим концепциям, объясняющим возникновение психосоматических заболеваний. В частности, подход доктора Р. Хамера утверждает, что болезнь или заболевание является адаптацией организма, обеспечивающее биовыживание. Рассмотрим это на примере.

В качестве примера возьмём человека, потерявшего крупную сумму денег, своё имущество и т.д. Можно себе представить эмоциональное состояние такого человека! Вследствие вовлечения в эту ситуацию, человек переживает тяжелейшее деструктивное эмоциональное состояние. Тело – сложнейший организм, управляемый головным мозгом и первостепенная задача, стоящая перед головным мозгом — это обеспечить биовыживание всего организма. В нашем примере, у человека в головном мозге в ответ на негативные переживания активизируется зона, отвечающая за коронарные артерии. В результате ряда физиологических реакций в организме сосуды расширяются, тем самым усиливая ток крови, что обеспечивает высокую активность организма. Высокая активность нужна для того, чтобы как можно быстрее решить проблемы, возникшие перед человеком. Если человеку удалось в кратчайшие сроки решить свои финансовые проблемы, например, вора поймали, деньги вернули, то в скором времени организм восстановит свои силы, и всё придёт в норму. Но в случае, если человек пребывает длительное время в состоянии дистресса, переживая ситуацию снова и снова, предпринимая безуспешные шаги, ощущая бессилие и безвыходность, то выполняя биологическую программу биовыживания мозг «переводит» эмоцию с уровня психики на уровень тела. Происходит то, что мы называем «болезнью».

Заболев, человек ощущает боль на физическом уровне, но при этом эмоциональный конфликт на уровне психики теперь не ощущается так остро. С этой целью мозг, реализуя биологическую программу биовыживания, «перевёл» проблему с психического уровня на физиологический. Болезнь, в концепции доктора Хамера, не рассматривается так, как мы привыкли это понимать. В данном случае «болезнь» — это адаптивная программа организма, обеспечивающая его биовыживание. Болея, испытывая телесные боли, но с меньшим психическим конфликтом человек получает время для разрешения своих именно психических проблем.

Но возникшие симптомы болезни вынуждают заниматься их лечением, что в свою очередь, «смягчает» тяжесть протекания психических переживаний, и человек получает «передышку» и …отвлекается от своих психических проблем. Теперь все силы уходят на борьбу с конкретным заболеванием.

Возникает закономерный вопрос, а как не допустить перехода психической проблемы, синдромом которой является длительное пребывание в деструктивных эмоциональных состояниях (страха, ненависти, гнева, осуждения, обиды, ревности и пр.), на физический уровень?

Первое, что можно сделать, так это включить в свою картину мира, в свои убеждения идею о том, что пребывание в деструктивных эмоциях — это патологическое состояние сознания. Если рассмотреть физиологическую реакцию страха, то это естественная реакция организма на стресс-факторы. Но страх социальный (страх ожидания экзамена, публичного выступления), является патологией, поскольку источник страха находится не в поле зрения физических глаз, и на него нет возможности отреагировать мгновенно, дабы разрядить.

Социальный страх находится на уровне психического, внутреннего мира человека. Если это понять, то начинается поиск решения, сводящееся к наработке альтернативных качеств, заменяющих стереотипы привычного реагирования. К примеру, социальные страхи компенсируются развитием в себе такого качества, как уверенность, чувства собственной правоты, чувства собственного достоинства. Не следует доводить себя до момента, когда деструктивные переживания «перейдут» на физический план, в качестве конкретного заболевания. Если же это все же произошло, то имеет смысл начать работу над собой. Следует сделать обратное развитию психосоматических расстройств: «поднять» болезнь снова на психический уровень. Другими слова, вспомнить «застарелые» переживания и определиться с тем, какие проблемы остались незавершёнными на уровне психики; выявить, какие деструктивные состояния «угнездились» и удерживают тело в состоянии болезни.