в РАЗВИТИЕ

Думы наши думы или о коллективном мнении

На протяжении всей истории человечества люди жили в сообществах, в коллективе.

Это было удобно и способствовало выживанию, ведь каждый из членов группы выполнял ряд возложенных на него функций. Одни охотились, другие готовили результат охоты, третьи лечили тех, кому на охоте не повезло и т.д.

В итоге сформировался ряд устоев, норм и правил, которые соблюдались неукоснительно всеми членами группы. И выполнение этого непременного условия требовала ситуация (хищники, враждебно настроенные племена и пр.), в которой нужно было выжить и продолжить род.

Образовалась иерархия, общественная многослойность, и «верхи» требовали от «низов» соблюдения всех прописанных норм и правил. И это было обоснованно. Представьте себе ситуацию, когда рядовой охотник из племени вместо того, чтобы охотиться, пошёл «на пикник», прихватив с собой небольшую компанию. «Непорядок. Сначала на охоту. Будут выходные, погуляешь» — говорили «верхи», демонстрируя всему племени свежеотрубленную голову вольнолюбивого охотника. 🙂

То есть изначально был создан единый механизм, обеспечивающий слаженную работу только совместными, коллективными усилиями, подкреплённый общественным мнением или коллективным знанием о том, что можно делать в этом случае, а что нельзя. Или он работал, как механизм, когда все делают всё вместе, как муравьи, или нет. Если нет, тогда это уже не коллектив по определению. Вновь рождающиеся поколения впитывают это коллективное знание о правилах, принятых в данном обществе, что называется, с молоком матери. Кусаться — нельзя, драться – нельзя, писать в общественных местах – нельзя и т.д.

Обучение общественным принципам поведения принято называть воспитанием.

Далее эти принципы живут в человеке сами по себе и по мере взросления приобретаются новые. Вспомните ситуацию, когда в общественный транспорт заходит бабуля — «божий одуванчик», а ты сидишь. Сама по себе возникает мысль, что надо уступить. А бабуля говорит: «Сиди, сынок (дочка), сиди. Мне на следующей выходить». Садишься обратно (или не садишься) и чувствуешь себя как-то не так. Бабуля, возможно, не села потому, что зная наш общественный транспорт в часы пик обратно можно и не вылезти, только если вперёд ногами. Или ей действительно недалеко ехать. В её случае возможны варианты. А сила, поднявшая Вас и есть то самое коллективное знание, коллективный принцип.

Коллективное знание сильно связано с коллективными ценностями, которые сильны в обществе на тот или иной момент времени.

В недалёкие времена идеалом женской красоты считался образ пышной дамы с округлыми формами со всех сторон. Однако, в настоящее время этот образ не «котируется» и большинство живущих ныне милых толстушек вынуждены примерять на себя существующие ныне ценности относительно своей внешности. В итоге толстушка, насмотревшись в зеркало, начинает испытывать дискомфорт от самой себя, пробовать диеты, посещать тренинги, где учат «любить себя» и пр. А коллективный образ длинноногой блондинки, ставший идеалом современной женской красоты, можно сказать очень даже неплохо себя чувствует. Стереотипы, скажите вы. И будете правы.

Подобные «сравнения» одного с другим, идеального и неидеального происходят постоянно. Особенно сильны такие сравнения в подростковом возрасте. И нос не такой, талии нет, прыщи… Заметьте, сравнения производятся с присутствующим в умах людей неким идеальным образом, о котором они откуда-то изначально знают: нос прямой, не «картошкой», талия должна быть узкой, подчёркивать пышную грудь и круглую попу без растяжек, а прыщам здесь вообще делать нечего.

В некоторых случаях в результате таких сравнений ничего хорошего не происходит. Самооценка падает или наоборот зашкаливает, что выливается в соответствующее поведение.

Так почему же так сильно проявляется коллективное знание во влиянии на нас? Частично на этот вопрос мы уже ответили, но допустим совершил человек убийство и его не поймали. Он знает, что преступил закон. Он нарушил принцип, принятый в обществе. Он испытывает надо думать тревогу, беспокойство. Почему? Его же не поймали? Можно сказать, что он боится расплаты за содеянное в виде лишения свободы. Он знает, что нарушил общепринятые нормы, пошел против них.

Большинство базовых принципов, которые были созданы, поддерживались силой, страхом наказания (см. выше пример с вольнолюбивым охотником). Именно поэтому, любое отхождение от принципов человек переживает в виде тревоги. Надо сказать, что у тревоги причин много, и эта — лишь одна из многих.